Вальдорфская педагогика (методика Штайнера)

Рудольф Штайнер — австрийский ученый, который был основателем антропософии, религиозно-мистического учения. Впервые на практике Штайнер решил применить свою антропософскую педагогику, когда владелец сигаретной фабрики Вальдорф-Астория попросил его помочь в организации школы для детей работников своей фабрики. До этого работы Штайнера были выложены лишь теоретически в книге «Образование ребенка». Школа обрела большой успех и в конечном итоге стала началом развития педагогической системы Штайнера.

Философия Вальдорфской педагогики. По принципам данной системы считается, что ребенок развивается циклически. Имеется в виду, что есть определенное время, в которое для восприятия ребенка лучше подавать ту или иную информацию. Причем, чтобы не навредить ребенку, не стоит это время опережать. Педагоги Штайнер-школ крайне негативно относятся к раннему воспитанию детей. Они считают, что дети должны в полной мере насладиться детством и лишь в этом случае ребенок может вырасти гармоничной личностью. В системе образования по Штайнеру детский сад не считается как подготовка к школе, а школа - к ВУЗу. В этой методику обучение объединяет в себе прикладные ремесла, эстетическое образование и изучение окружающего мира. Кредо. Всему свое время. Система является антагонистом методик раннего развития. Принципы Вальдорфской принципами системы:

  • комплексный подход к изучению окружающей среды; максимальная близость к природе и избежание общения с продуктами цивилизации типа компьютера и телевидения;
  • предпочтение эстетическим и трудовым дисциплинам, таким как рисование, лепка и т.д. и на втором плане традиционные предметы: чтение и математика (не раньше второго класса);
  • уважение к личности ребенка и его индивидуальности;
  • обучение по-принципу подражания взрослым – родители выполняют не сложную работу, а дети пытаются самостоятельно повторять за ними;
  • в воспитании ребенка отсутствует система оценок, эталонов правильности;
  • игрушки и мебель должны быть из натуральных материалов – то есть создается природный интерьер. Методика. В течении дня детям подается разноплановая информация. Ориентировочно она состоит из трех блоков
  • творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.),
  • душевный (музыка, ритмика);
  • духовный (развивающий мышление).

При занятиях по методике в детских садах группы формируются разновозрастные, в которых младшие учатся бытовым навыкам у старших, а старшим в свою очередь прививается ответственность тем, что присматривают за младшими. Важно чтобы педагог не руководил действиями детей, а лишь координировал их, направляя в нужное русло, а дети сами организовывали свой досуг. В группах нужно рассказывать сказки, разучивать песни, разыгрывать театральные представления с куклами и т.д. Для развития фантазии лучше использовать самодельные игрушки. Обязательной частью обучения являются праздники. Пышно празднуются дни рождения, праздники природы. При окончании учебного периода обязательно устраивается концерт. Результат. В результате обучения ребенок становится личностью с хорошо развитой фантазией, широким взглядом на жизненные понятия и явления. Становится дисциплинированным, ответственным, свободным в творческой реализации, уважительно относится природе и окружающей среде. Недостатки. Основой педагогики является — антропософия. Её мистические учения будут оказывать определенное влияние на ребенка и родителям необходимо внимательно ознакомиться с основными принципами этого учения. Если ребенок дальше будет заниматься в обычной школе, то нужно учесть тот факт, что в вальдорфских садиках полностью отсутствуют занятия по счету и письму. Не приветствуются занятия в других кружках и секциях. Успех обучения в большой мере зависит от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта. В привычном социальном обществе сложно соответствовать стандартам Штайнер-педагогики.

Write a comment

Comments: 0

Мамы Луганска

Пристройка

Муравей

Уролог Луганск

Шевчук Ян Валентинович

Г. Луганск.

Тел.: + 3 8 099-068-67-90

Официальный сайт