Вальдорфская школа и ее система образования

Вальдорфских (их еще называют штайнеровские) школ около шестисот по всему миру. Из них 400 расположены в Европе, есть они и в Северной Америке, а также в других частях света.

Основой вальдорфской системы образования является духовная наука Антропософия, созданная австрийским философом Рудольфом Штайнером (1861-1925 г.г.).

Штайнер написал 20 книг, где затронуты философия, экономика, религия, сельское хозяйство, медицина, искусство, образование и прочитал около 6000 лекций на эти темы.

Его последователями были люди искусства и науки, в том числе и в России, такие как Андрей Тарковский, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов и многие другие.

Рудольф Штайнер основал Антропософию (с греческого «антропос» – человек, «софия» - мудрость) как науку, объединяющую человека и духовные знания. Антропософия дает возможность человеку достигнуть познания высших миров с помощью сознательных духовно-научных методов.

Эта наука является разновидностью теософии (наука о единении человеческой души с Богом), целью которой является раскрытие способностей человека с помощью специальных упражнений (эвритмии, музыки и т.д.).

Особенностью антропософской педагогики является сохранение легкости и непосредственности, свойственной детству. К сожалению, многие родители хотят от своих детей знаний и навыков не присущих их возрасту. Последователи Штайнера стремятся воплотить принципы педагогики своего Учителя и духовного наставника, чтобы детство действительно было Детством.

Вальдорфская школа возникла в 1919 г. в Германии, чему способствовал послевоенный кризис, который ознаменовался поиском новых форм социального уклада общества. Хотя первая вальдорфская школа была создана для детей рабочих, со временем начали приводить детей из других прослоек общества. Несмотря на то, что в этой школе принят принцип социального и материального равенства, согласно социологическим исследованиям здесь больше детей, у которых родители не рабочего класса, а интеллигенция, которая хочет, чтобы их дети развивались гармонично и всесторонне. Благодаря таким заинтересованным родителям за последние двадцать лет количество вальдорфских школ резко возросло.

Система образования в вальдорфских школах основана на уважении к детству. Ее целью является развитие естественных способностей ребенка и укрепление веры в собственные силы, которая будет нужна ему в дальнейшей жизни.

Основной фундамент знаний и навыков закладывается еще в дошкольном возрасте, поэтому важным направлением в этой школе является развитие таких качеств как чувство ответственности, инициативность, здравый смысл, эмоциональная зрелость и творческий подход к делу, а учебные программы разработаны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

За 75 лет существования вальдорфского движения накопленный опыт показал, что его принципы адаптированы к культурам разных народов. Дело в том, что программы вальдорфских школ нацелены не просто на передачу знаний, а на развитие естественных способностей ребенка. Отличительная особенность этих программ - широта подхода и междисциплинарность.

Обучение в этих школах основано на принципе воздействия личности педагога на ученика. Каждый отдельный период обучения ребенок проводит с одним человеком: в дошкольный период – с воспитателем, с 6 до 14 лет – с классным учителем, с 14 до 18 лет – с куратором. Это дает возможность педагогу, зная особенности ученика, максимально использовать его творческий потенциал, и по максимуму использовать свой профессиональный опыт.

Сегодняшняя действительность требует от человека быть гибким, инициативным и ответственным. Выпускники вальдорфских школ могут считать себя во многих отношениях гражданами мира, зарекомендовали себя как люди творческие, находчивые, способные преодолевать трудности.

Характерные особенности вальдорфской школы

Обучение в вальдорфских школах длится 12 лет и начинается в 7-летнем возрасте. С 1 по 8 классы обучает и опекает детей классный учитель (основной). Он первый, с кем встречается ребенок каждый день, чтобы провести главный урок, который длится 2 часа без перерывов.

В начальных классах академические предметы преподаются в минимальном объеме. Например, читать здесь учат только со второго класса, а в первом только знакомят с буквами.

Первые 8 лет обучения ребенка все предметы одинаково важны. Некоторые занятия, которые в обычных школах являются второстепенными, в вальдорфских – основные. Это музыка, садоводство, искусство, иностранные языки, игра на флейте, вязание на спицах и крючком, вышивание, ткачество, эвритмия (искусство движения). С разными ремеслами и технологиями дети знакомятся на уроках художественного труда.

С первого класса все дети учат два иностранных языка. Обучение начинается с простых слов, игр, стишков и песенок.

Новые предметы в младшей школе вводятся постепенно, так как дети лучше реагируют на художественную среду, чем на зубрежку и сухие лекции.

Часто в школе устраивают праздники, посвященные определенным религиозным событиям (Рождество, Пасха) или природным явлениям (приходу весны, созреванию плодов, наступлению зимы). К праздникам учат стихи и песни, ставят спектакли, шьют костюмы, делаю своими руками подарки родителям и одноклассникам. Дети младших классов поздней осенью, когда рано темнеет, устраивают праздник фонариков. Вечером дети выходят на улицу с бумажными фонариками c маленькие свечами внутри, чтобы напомнить людям, что зима рано или поздно закончится и придет весна.

Каждая учебная четверть заканчивается концертом для родителей и гостей. Дети показывают, кто чему научился за этот период: поют, рассказывают стихи (в том числе на иностранных языках), ставят спектакли, играют на флейтах. Также организовывают выставку вещей (глиняной посуды, деревянных игрушек, шкатулок, ложек, вязаной одежды), сделанных своими руками в прошедшей четверти.

Учебников в школе нет, ученики сами пишут их себе, где отображают свои знания и опыт. Только в старших классах используются учебники как дополнительная информация.

Обучение здесь не является состязательным. В средней школе оценок не ставят, вместо них пишется в конце каждого учебного года детальный отчет-характеристика на каждого ученика.

Метод преподавания

Учебный материал преподносится таким образом, чтобы ребенок мог его прочувствовать, прожить, накопить жизненный опыт и сделать выводы.

В процессе обучения есть три ступени - восприятие, чувство и мысль, которые помогают ребенку находится в гармонии с природой и самим собой, и отвечают его потребностям. Ученики обучаются в согласии с их умственным, духовным, эмоциональным и физическим развитием.

Уроки в вальдорфских школах стимулируют воображение, живые и интересные. Здесь развивают такие качества как самодисциплина, независимое, критическое и аналитическое мышление, благоговейное отношение к чудесам мира и красоте.

Одной из особенностей преподавания является цикличность программы. Чтобы объяснить циклическую суть общеобразовательной программы школы, которая идет с детского сада и до старшей школы, возьмем пример преподавания предмета «Геометрия».

В начальных классах дети изучают на уроке "Рисование форм" геометрические фигуры и формы с помощью своего тела - двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника, т.е. воспринимают основные элементы через движение, таким образом переживают взаимодействие линий и геометрических фигур. Так они разными способами вовлекаются в сущность геометрии первые четыре года, сами того не зная. В пятом классе дети обнаруживают красивейшие вещи, которые можно нарисовать цветными карандашами на бумаге с помощью фигур. В шестом классе появляется точность, когда разные фигуры строят с помощью линейки и циркуля. И наконец, в последних классах геометрия изучается как академический предмет, но он не будет уже для них новым.

Цикличность в преподавании предметов в вальдорфской школе является успешным методом, так как учитывает возрастные особенности ребенка. Особенность программы заключается в том, что самое важное – это не то, какой материал дается, а как он дается.

Подходы и методы вальдорфских школ

В вальдорфских школах используется междисциплинарный подход, который формирует у детей целостный взгляд на мир и помогает устанавливать связи между явлениями. Этот подход используется при изучении всех предметов, при этом учитываются особенностей каждого возраста ребенка.

Один предмет может изучаться 3-4 недели, и это оказывается эффективным для запоминания и помогает поддерживать интерес к учебе. Тщательно соблюдают баланс между занятием искусством (театром, музыкой, живописью, ритмикой и скульптурой) и получением практических навыков (работой в саду, в мастерской, на предприятии).

В современном мире, где рушатся моральные устои, традиции, религиозные ценности, молодым людям нужна поддержка в формировании личности. В вальдорфских школах культивируют в детях такие ценности как доверие, сочувствие, добро, любовь к ближнему и всему миру. Этот Штайнеровский подход к образованию является по сути экологическим.

Бытует мнение, что эта школа не может дать реальных знаний, и поэтому возможности в дальнейшем поступить в высшее учебное заведение. Да, непосредственность и в какой-то мере инфантилизм присущ воспитанникам, но дети учатся без страха. Да, здесь не ставят во главу угла подготовку в ВУЗ, не ставят оценок, не оставляют на второй год, но это не значит, что не дают хороших знаний. Здесь создают атмосферу, приятную для обучения, а дети учатся с удовольствием и любят свою школу.

Каждая вальдорфская школа административно независима. Деятельность штайнеровских школ построена на принципах самоуправления, это вполне самостоятельные учебные организации, которые сотрудничают друг с другом. Ответственность за учебный процесс несет педагогический коллектив. В школах нет централизованного административного управления. Руководство осуществляет не директор (его здесь просто нет), а совет школы, который состоит из учителей, родителей и администратора, управляющего школьным хозяйством. Такая организация позволяет эффективно мобилизировать таланты и способности всех лиц, заинтересованных в процветании школы и совместно заботиться о благе учеников.

Write a comment

Comments: 0

Мамы Луганска

Пристройка

Муравей

Уролог Луганск

Шевчук Ян Валентинович

Г. Луганск.

Тел.: + 3 8 099-068-67-90

Официальный сайт