Когда рождается ребенок – он сразу пытается что-то сказать на одном лишь ему понятном языке. Пытаясь выразить нам свои желания или недовольства младенец воспроизводит не отдельные звуки, а сразу
несколько: «ба», «ма» и т.д. Но, научившись разговаривать, приходит время учиться читать. И тут уже все меняется. Ребенка сначала пытаются научить запоминать отдельные буквы, а уж потом
складывать из них слоги и дальше слова.
Лингвист Н.Зайцев считает, что это ненужная трата времени и лишнее насилие над ребенком. По мнению специалиста, такой подход к обучению ребенка ущемляет его творческий потенциал к развитию и
может привести к звуко-речевым комплексам.
Девиз
Учимся в игре, наглядно и системно. Игра как учеба, наглядное и системное пособие.
Принципы обучения чтению по методике Зайцева
Н.Зайцев убежден, что основой для построения языка является склад. Это набор букв, состоящий из согласной и гласной, или согласной с твердым или мягким знаком. Может даже быть и одна буква. Эти
склады Зайцев изложил на таблицах и кубиках, которые являются учебным материалом для обучения ребенка чтению. Кубики отличаются между собой цветом, размером и наполнением (при встряхивании издают
разный звук). Каждый параметр кубика, так или иначе, характеризует склад (ударение, мягкость, звонкость и т.д.). С помощью кубиков ребенок может составлять слова и предложения и таким образом
обучаться чтению. Если с кубиками возникают трудности, ему могут помочь таблицы.
Главные принципы методики
Материал должен подаваться в игровой форме. Во время игры у ребенка происходит активный творческий поиск, выбор – самая эффективная и полезная форма обучения для маленького ученика. Подающийся
материал должен быть наглядным и постоянно находиться перед глазами у ребенка. А для более качественного обучения необходимо задействовать слух, зрение и осязание в комплексе. Занятия нужно
строить тогда и столько времени, что бы это было интересно и удобно ребенку. Но они обязательно должны быть регулярными.
Методика
Кубики имеют несколько степеней сложности и их освоение рассчитано на разный возраст. Начинать можно развивающими играми с полугода. Но чтобы учиться чтению и счету целенаправленно лучше начинать
с трех-четырех лет. Методика разработана так, что подходит как для индивидуальных занятий, так и в группе. Урок рассчитан на 25 минут. Детей не нужно ограничивать в их размещении – они могут
свободно двигаться, сидеть на полу, находиться в их природном положении. Весь учебный материал (таблицы) развешивается на стенах. Для того чтобы ребенок более охотно усваивал материал его лучше
подавать как песенку или использовать в играх.
Обучение по Зайцеву легко сочетается с другими методиками: [/b]Домана, Никитиных, Лупан и т.д.
Методика направлена в основном на письмо, каллиграфию, чтение, математику (цифры, счет, дроби, степени), английский и украинский язык.
Результат
Если дети работают в группе, то начинают читать и считать в пределах 100 после 20 учебных часов (дети в возрасте 4-5 лет). Занятия не портят зрение и осанку. Ребенок грамотно пишет и читает. У
него развивается ассоциативное и образное мышление, органы чувств, снимаются речевые зажимы, повышается внимание. Но стоит обратить внимание на тот факт, что у детей, научившихся читать по
системе «слог-слово», могут возникнуть проблемы в традиционной школе, где учат по схеме «буква-слог-слово».
Источники для чтения:
- www.metodikinz.ru
- www.zaitsev.com.ua
- Н. Зайцев "Учебник для родителей, воспитателей и учителей"
- Н. Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»
- Сесиль Лупан - "Поверь в свое дитя"
- Глен Доман - "Гармоничное развитие ребенка"
- Масуру Ибука - "После трех уже поздно"
Write a comment