Методика Никитиных

В 60-х годах XX cт. жила советская семья Елена и Борис Никитины. Они воспитывали семь детей. Но методы воспитания детей в семье принципиально отличались от тех, которые диктовала советская педагогика. Их система строилась методом собственных проб и ошибок, но также применялись подходы А. Макаренко, Я. Корчака. И какой бы спорной она не являлась, на то время, все-таки давала поразительные результаты. Дети в семье Никитиных с раннего детства закалялись, бегали по снегу и уже с трех лет начинали читать. В школе они быстрее и легче своих сверстников усваивали материал и перескакивали из класса в класс, обещая вырасти великими учеными. Хоть гением из них никто так и не стал, тем не менее, методика Никитиных имела большой резонанс в то время. Сегодня также пользуется большим спросом.
Философия
В каждом ребенке заложен огромный потенциал, ему только необходимо помочь раскрыться. Развитием детей должны заниматься родители с младенчества – подготавливать почву для появления и воспитания тех или иных способностей, и активно помогать детям в развитии этих способностей. Нельзя чересчур опекать детей, но и ограничиваться лишь удовлетворением их основных потребностей также не стоит. Много внимания должно уделяться физическому воспитанию и закаливанию.
Девиз
Родительская педагогика. Успей сейчас, завтра будет поздно. Успей сегодня или завтра будет поздно.
Принципы методики Никитиных
Для проявления детских способностей лучше всего содействуют три фактора:
  • «хорошая» среда. Чтобы постоянно заинтересовывать и развивать ребенка нужно создать условия, которые немного опережают его интересы. Например: как только ребенок научился разговаривать – нужно чтоб сразу его окружали кубики, азбука, счеты и т.д.; начинает интересоваться окружающим миром – в детской должны появляться карты, глобусы, рисунки, конструктор и прочее.
  • крепкое здоровье. Занятие спортом и ведение здорового образа жизни ребенку нужно прививать еще с младенческого возраста. Заниматься с ним физкультурой, закаливанием, обеспечить необходимым инвентарем, оборудовать комнату шведской стенкой, снарядами, перекладиной и т.д.
  • заинтересованный родитель-помощник. Задача родителей не принуждать ребенка к обучению и занятиям спортом, а помочь ребенку прийти к этому самостоятельно, не навязчиво направляя его на эту стезю. Нужно чтоб родители в развивающих играх были рядом с ребенком, постоянно заинтересовывая, ободряя и общаясь с ним. Но при всем этом не стесняли свободу ребенка к самовыражению. По большому счету данная методика рассчитана на применение в домашних условиях, но есть и учебные заведения, в которых применяются данные подходы.
Методика
Основным принципом в системе Никитиных является игра как способ обучения и познания мира. В игре ребенок мотивируется и в большей мере проявляет свои индивидуальные качества. Семьей Никитиных было разработано очень много развивающих игр, которые являют собой различные наборы задач. Ребенок при решении этих задач использует части конструктора, фигуры, рисунки и прочее. Игры построены по принципу «от простого к сложному», многоуровневые. Родители сами могут продолжать и разнообразить их, поэтому игры никогда себя не исчерпывают.
Методика работы
При занятиях нужно вызывать у ребенка естественный интерес, не принуждать его, если нет желания. Когда уже начали заниматься не следует его торопить с правильными ответами или действиями, нужно чтоб ребенок сам пришел к правильным выводам без подсказок взрослого. Если есть затруднения при решении каких-либо задач, лучше дать ребенку немного отдохнуть, чем не дать возможности ему прийти к решению самостоятельно.
Результат
Ребенок растет здоровым, хорошо развитым физически, закаленным. У него прекрасно развивается логическое мышление и формируется аналитический склад ума. При тестах IQ демонстрирует высокие результаты. Начинает рано читать и писать. С детства вырабатывается привычка решать все проблемы самостоятельно.
Недостатки методики
Недостатком является то, что у ребенка, перескакивающего через класс могут возникнуть проблемы при налаживании контакта с одноклассниками, которые старше его по возрасту.
Так как в системе Никитиных отсутствует понятие слова «надо», то изучить предметы, которые не интересны самому ученику, может быть проблематично из-за отсутствия усидчивости.

Также немаловажным является отсутствие этического и эстетического

воспитания, что тоже может негативно повлиять на социальную адаптацию ребенка.
Источники для чтения:
  1. Список книг и краткое описание основных игр: www.shkola7gnomov.ru
  2. Как работать с играми: www.danilova.ru/publication/metodiky_02.htm
  3. Книги по методике: www.child123.narod.ru/kn/index.htm
  4. Б.Никитин «Наши уроки»
  5. Б.Никитин «Развивающие игры»
  6. Б. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  7. Л. и Б. Никитины «Резервы здоровья наших детей»

Write a comment

Comments: 0

Мамы Луганска

Пристройка

Муравей

Уролог Луганск

Шевчук Ян Валентинович

Г. Луганск.

Тел.: + 3 8 099-068-67-90

Официальный сайт