Педагоги Мария Скребцова и Александра Лопатина считают, что в традиционных школах основное внимание уделяется точным наукам, а нравственная составляющая личности человека и потенциал к его творческому развитию ущемляется. Авторы методики были влюблены в сказку и считают, что мудрость поколений, которую нужно передавать потомкам, собрана именно в ней. Они заметили, что дети из всего преподнесенного материала лучше всего воспринимают сказки. Поэтому для разработки данной методики было принято решение собирать самые мудрые и «правильные» сказки и доносить их до детского сознания. Они собрали несколько сотен таких сказок со всего мира и около тысячи написали сами. На основе этих сказок были составлены программы воспитания, которые успешно прижились в школах России, переведены на несколько языков и успешно практикуются в США, Канаде, Индии и других англоязычных странах.
Философия
Этические нормы ребенка и его восприятие действительности во многом формируются на основе услышанных в детстве сказок. Чтобы этот процесс был более направленным и контролируемым, Скребцова и Лопатина систематизировали народное творчество многих стран и выбрали те произведения, которые наиболее могут помочь развить ребенку такие качества как честность, доброту, смелость, отвагу, чувство справедливости. Главным смыслом обучения ребенка они считают нравственное и творческое воспитание. Ребенок должен четко понимать не «что» он учит, а «зачем» и как это ему пригодится в будущем.
Девиз
Обучение через сказку.
Принципы
Авторы методики в своих книгах собрали оригинальные рассказы, притчи, стих и сказки с более чем 100 народов мира. Все собранные в книгах (их издано около 40) произведения содержат в себе задания и вопросы, отвечая на которые ребенок более активно пропускает услышанное через себя, лучше усваивает и осмысливает информацию.
Одна из книг «Добрые сказки» сопровождается материалом, который содержит материал по обучению и точным наукам (счет, письмо, физика и т.д.). В основу методики Скребцовой-Лопатиной положено мнение о том, что эффективность запоминания становится в разы выше, если ребенок активно и творчески усваивает информацию, а не просто зазубривает ее.
Темы «Добрых сказок»:
- этика, человековедение
- математика, чтение, письмо
- естествознание (ботаника, зоология)
- культура (рисование, музыка, мировая культура)
- здоровье (правильное питание, спорт и т.д.)
- труд (профессии).
Методика
Занятия могут проводиться как в индивидуальном порядке (непосредственно родитель и ребенок), так и групповые занятия (с воспитателями или учителями). Не желательна самостоятельная работа, так как в этом случае происходит как бы совместный творческий труд, диалог взрослого и ребенка.
Схема занятий
Ведение беседы, при которой детям задают вопросы, связанные с темой занятия. В зависимости от темы урока читается соответственная сказка с последующим ее обсуждением. Закрепление материала практическим занятием: рисованием, разыгрыванием сценки, написанием сочинения.
Результат
Методика дает хорошую нравственную базу, у ребенка формируется адекватная самооценка, помогает решать вопросы в семье и со сверстниками. Формируются ораторские навыки и грамотная речь, хорошо развивается воображение и образное мышление, прекрасно раскрываются творческие способности.
Недостатками методики являются: отсутствие возможности обретения энциклопедических знаний (география, биология и т. д.), недостаточное количество упражнений, развивающих логику и аналитические способности, мало приемлема для детей с аналитическим складом ума.
Источники для чтения:
Write a comment