Традиционная система воспитания детей предусматривает только низшие пороги времени, до которых считается нормальным формирование той или иной функции ребенка (начинает ходить, говорить, читать и т.д.). Но у каждого ребенка свои индивидуальные сроки развития. Понятие «раннее развитие» ребенка на сегодня нельзя охарактеризовать каким-то одним общепризнанным термином. Одни утверждают, что раннее развитие – это когда ребенок значительно опережает собственные природные сроки в результате интенсивных занятий родителей с ребенком. По мнению других (Г. Доман, Никитины) в ребенке с рождения заложен огромный потенциал, который нужно раскрывать в самом нежном возрасте. Так что же это за методики, стоит ли заострять на них внимание и какие именно скрытые таланты детей они раскрывают? В этой статье представлен обзор и сравнительная характеристика различных систем раннего развития детей.
Автор методики |
Кто занимается с ребенком |
Время начала занятий |
Основные направления |
Инструменты обучения |
---|---|---|---|---|
С. Лупан |
Занятия с родителями |
С рождения |
Систематизированные энциклопедические знания |
Активное общение и веселые занятия родителя с ребенком |
Никитины |
Занятия с родителями |
С рождения |
Закаливание, спорт. Раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление) |
Подготовленная среда и условия для опережающего развития, многоуровневые интеллектуальные игры |
Г.Доман |
Занятия с родителями |
С рождения |
Энциклопедические знания с пеленок, активное и быстрое развитие мозга |
Карточки с «битами» информацией |
М. Монтессори |
Занятия с преподавателем |
С 8-9 месяцев |
Моторика, логика, мышление, бытовое самообслуживание |
Пространство из пяти зон, специальный дидактический материал |
Р. Штайнер |
Занятия с преподавателем |
С 3-х лет. Антагонист методик раннего развития |
Творческое, эмоциональное, этическое воспитание |
Отсутствие предметов современного мира Воспитательница-мама. Обучение через подражание |
Н. Зайцев |
Смешанная |
С 2-х лет |
Чтение, счет, языки |
Специальные кубики и таблицы |
М. Скребцова А. Лопатина |
Смешанная |
С 3-х лет |
Нравственно-этическое |
Сборники с народными и авторскими сказками |
Перечисленные методики нашли применение во многих семьях и школах, и уже достаточно долгое время используются для развития детей. Поэтому можно выделить достоинства и недостатки приведенных методик.
Методика |
Достоинства |
Недостатки |
---|---|---|
С. Лупан |
Активное развитие органов чувств. Всесторонне развитый интеллект. Больше времени общения родителя с ребенком. Акцент делается на качество информации, на демонстрацию смысловых связей. Повышенное внимание эмоциональному состоянию ребенка. |
Большие затраты времени у родителей для подготовки подручного материала (карточки) и обучения. Солидная подготовка ребенка потребует в дальнейшем выбора школы с более интенсивной программой. |
Никитины |
Параллельное развитие интеллекта и тела. Развивает сообразительность и самостоятельность. Хорошая подготовка для дальнейшего изучения точных наук. Эффективный метод развить у правополушарных детей логическое мышление, смекалку. |
Дети занимаются только тем, что им интересно. Не воспитывается усидчивость и стремление преодолевать трудности. Отсутствует этическое воспитание и творческое самовыражение. Для оформления спортивного уголка и игровой зоны нужен большой дом. Методика носит более игровой, чем прикладной характер. |
Г. Доман |
Ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга. Обширные знания в разных областях. |
Ребенок – «пассивный слушатель». Не учат систематизировать и анализировать, творчески преображать информацию. Отсутствуют игры, песни, сказки и т. д. Не учитываются стадии развития ребенка. |
М. Монтессори |
Самостоятельность, дисциплина, любовь к порядку Методика позволяет развивать речь, мышление через сенсорику. Среда, игрушки, мебель: все спроектировано под детский «размер». Хорошая методика для активных, непоседливых детей. |
Отсутствие игры, творчества. Не учит общаться, взаимодействовать в группе. Сложно заниматься дома. Не подходит для застенчивых, замкнутых малышей. Отсутствие оценки, принуждения, соперничества. |
Р. Штайнер |
Обширная программа по искусству (музыка, театр). Обучение ремеслам, навыкам фермерского хозяйства. Отсутствие оценки, принуждения. Большое количество праздников. Акцент на творческое самовыражение. |
Не воспитывает лидерские навыки. Зависимость от уровня подготовки учителя (воспитателя). Оторванность от реалий современного мира. Большой разрыв между программой в традиционных учебных заведениях. |
Зайцев |
Дети из кубиков быстро начинают собирать слова, читать и запоминать их. Быстро учатся счету. Эффективное запоминание за счет участия всех органов чувств. Возможность самостоятельно решить вопрос и проверить правильность с помощью таблиц. |
Приходиться переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом составляют их в слоги. Возникают проблемы при письме (пропускают гласные). Полностью отсутствует развитие творческих способностей, эмоционального самовыражения. |
Скребцова-Лопатина. |
Сказки используются, как способ, рассказать, что такое хорошо, что такое плохо. Ребенок учиться осмысливать информацию. Точные науки(математика) тоже подаются в игровой «сказочной» форме. Практические задания развивают творческие навыки. |
Ограниченное количество направлений обучения, не охватывается история, химия, география и т.д. Мало заданий, развивающих сообразительность, логику |
Если родители планируют работать по любой из методик, они должны критично и разумно оценивать их и очень ответственно подходить к выбору системы, по которой будут заниматься с ребенком.
Write a comment