Методики раннего развития детей

Традиционная система воспитания детей предусматривает только низшие пороги времени, до которых считается нормальным формирование той или иной функции ребенка (начинает ходить, говорить, читать и т.д.). Но у каждого ребенка свои индивидуальные сроки развития. Понятие «раннее развитие» ребенка на сегодня нельзя охарактеризовать каким-то одним общепризнанным термином. Одни утверждают, что раннее развитие – это когда ребенок значительно опережает собственные природные сроки в результате интенсивных занятий родителей с ребенком. По мнению других (Г. Доман, Никитины) в ребенке с рождения заложен огромный потенциал, который нужно раскрывать в самом нежном возрасте. Так что же это за методики, стоит ли заострять на них внимание и какие именно скрытые таланты детей они раскрывают? В этой статье представлен обзор и сравнительная характеристика различных систем раннего развития детей.

Автор методики

Кто занимается с ребенком

Время начала занятий

Основные направления

Инструменты обучения

С. Лупан

Занятия с родителями

С рождения

Систематизированные энциклопедические знания

Активное общение и веселые занятия родителя с ребенком

Никитины

Занятия с родителями

С рождения

Закаливание, спорт. Раннее интеллектуальное развитие (счет, логика, аналитическое мышление)

Подготовленная среда и условия для опережающего развития, многоуровневые интеллектуальные игры

Г.Доман

Занятия с родителями

С рождения

Энциклопедические знания с пеленок, активное и быстрое развитие мозга

Карточки с «битами» информацией

М. Монтессори

Занятия с преподавателем

С 8-9 месяцев

Моторика, логика, мышление, бытовое самообслуживание

Пространство из пяти зон, специальный дидактический материал

Р. Штайнер

Занятия с преподавателем

С 3-х лет. Антагонист методик раннего развития

Творческое, эмоциональное, этическое воспитание

Отсутствие предметов современного мира Воспитательница-мама. Обучение через подражание

Н. Зайцев

Смешанная

С 2-х лет

Чтение, счет, языки

Специальные кубики и таблицы

М. Скребцова А. Лопатина

Смешанная

С 3-х лет

Нравственно-этическое

Сборники с народными и авторскими сказками

Перечисленные методики нашли применение во многих семьях и школах, и уже достаточно долгое время используются для развития детей. Поэтому можно выделить достоинства и недостатки приведенных методик.

Методика

Достоинства

Недостатки

С. Лупан

Активное развитие органов чувств. Всесторонне развитый интеллект.

Больше времени общения родителя с ребенком. Акцент делается на качество информации, на демонстрацию смысловых связей. Повышенное внимание эмоциональному состоянию ребенка.

Большие затраты времени у родителей для подготовки подручного материала (карточки) и обучения. Солидная подготовка ребенка потребует в дальнейшем выбора школы с более интенсивной программой.

Никитины

Параллельное развитие интеллекта и тела. Развивает сообразительность и самостоятельность. Хорошая подготовка для дальнейшего изучения точных наук. Эффективный метод развить у правополушарных детей логическое мышление, смекалку.

Дети занимаются только тем, что им интересно. Не воспитывается усидчивость и стремление преодолевать трудности.

Отсутствует этическое воспитание и творческое самовыражение. Для оформления спортивного уголка и игровой зоны нужен большой дом. Методика носит более игровой, чем прикладной характер.

Г. Доман

Ранние физические упражнения способствуют быстрому развитию мозга. Обширные знания в разных областях.

Ребенок – «пассивный слушатель». Не учат систематизировать и анализировать, творчески преображать информацию. Отсутствуют игры, песни, сказки и т. д. Не учитываются стадии развития ребенка.

М. Монтессори

Самостоятельность, дисциплина, любовь к порядку

Методика позволяет развивать речь, мышление через сенсорику. Среда, игрушки, мебель: все спроектировано под детский «размер». Хорошая методика для активных, непоседливых детей.

Отсутствие игры, творчества. Не учит общаться, взаимодействовать в группе. Сложно заниматься дома. Не подходит для застенчивых, замкнутых малышей. Отсутствие оценки, принуждения, соперничества.

Р. Штайнер

Обширная программа по искусству (музыка, театр). Обучение ремеслам, навыкам фермерского хозяйства. Отсутствие оценки, принуждения. Большое количество праздников. Акцент на творческое самовыражение.

Не воспитывает лидерские навыки. Зависимость от уровня подготовки учителя (воспитателя). Оторванность от реалий современного мира. Большой разрыв между программой в традиционных учебных заведениях.

Зайцев

Дети из кубиков быстро начинают собирать слова, читать и запоминать их. Быстро учатся счету. Эффективное запоминание за счет участия всех органов чувств. Возможность самостоятельно решить вопрос и проверить правильность с помощью таблиц.

Приходиться переучиваться в школе, где сначала учат буквы, а потом составляют их в слоги. Возникают проблемы при письме (пропускают гласные). Полностью отсутствует развитие творческих способностей, эмоционального самовыражения.

Скребцова-Лопатина.

Сказки используются, как способ, рассказать, что такое хорошо, что такое плохо. Ребенок учиться осмысливать информацию. Точные науки(математика) тоже подаются в игровой «сказочной» форме. Практические задания развивают творческие навыки.

Ограниченное количество направлений обучения, не охватывается история, химия, география и т.д. Мало заданий, развивающих сообразительность, логику

Если родители планируют работать по любой из методик, они должны критично и разумно оценивать их и очень ответственно подходить к выбору системы, по которой будут заниматься с ребенком.

Write a comment

Comments: 0

Мамы Луганска

Пристройка

Муравей

Уролог Луганск

Шевчук Ян Валентинович

Г. Луганск.

Тел.: + 3 8 099-068-67-90

Официальный сайт